Фото пресс-службы Президента России
С губернатором Кировской области Никитой Белых.
7 сентября 2011 года
Вся подписьВся подпись|||Свернуть
-
Фото пресс-службы Президента России|С губернатором Кировской области Никитой Белых.|Московская область, Горки|7 сентября 2011 года|http://news.kremlin.ru/media/events/photos/big/41d399de2e14630f1a0d.jpeg|http://news.kremlin.ru/media/events/photos/medium/41d399de2e1d82ba673e.jpeg
Обсуждалась ситуация в сфере школьного и высшего образования в Кировской области, поднимались вопросы улучшения качества обучения и условий жизни студентов, развития университетских кампусов.
* * *
Д.МЕДВЕДЕВ: Никита Юрьевич, у нас новый учебный год начался не только для школьников, но и для студентов. Я хотел бы ближайшие несколько недель посвятить именно вопросам студенчества; естественно, социальным вопросам; образовательным вопросам. У нас целый ряд важных решений принимался, посвящённых развитию института студенчества в нашей стране. И конечно, всё связано с изменением законодательства об образовании, новыми подходами к университетскому образованию. В то же время есть масса проблем в обустройстве студенческого быта, решении обычных житейских проблем для студентов. Я хотел бы, чтобы Вы мне доложили, как у Вас с этим дела. Естественно, всё, что я буду обсуждать, в том числе и с губернаторами, и с Вами в данном случае, в конечном счёте ляжет в основу набора поручений по этой теме.
Н.БЕЛЫХ: Спасибо, Дмитрий Анатольевич, что подняли эту тему. Мне кажется, на сегодняшнем этапе, когда мы говорим о модернизации страны, нам просто нельзя не уделять самое пристальное внимание тем людям, которые в целом эту модернизацию должны и осуществлять, и в дальнейшем работать, и управлять в государстве через несколько лет.
Кировская область, и город Киров, в данном случае, мне кажется, достаточно репрезентативный регион. Есть одна особенность, которую тоже необходимо учитывать, когда мы говорим о системе высшего образования. Высшее образование нельзя рассматривать отдельно вообще от системы образования как такового. Хотя разные уровни бюджетов их на сегодняшний день содержат, тем не менее я бы всё равно начал с того, что из себя представляет Кировская область в плане образования вообще. У нас есть специфика – она хорошая специфика: у нас очень качественное среднее образование, в Кировской области. По интегральным показателям (здесь и ЕГЭ, и медалисты, и призёры и победители олимпиад различных уровней) Кировская область входит в десятку лучших регионов России. А по такому показателю, как количество победителей и призёров всероссийских и международных олимпиад на 100 тысяч населения, мы занимаем первое место в России. Москва, кстати, занимает шестое.
И, с одной стороны, мы очень радуемся этим успехам, то есть мы действительно работаем над поощрением и развитием талантливых детей, и я по этому вопросу докладывал в том числе на Госсовете в 2009 году. Но эта медаль имеет и обратную сторону. Те талантливые, те замечательные школьники, которые учатся в Кировской области, получают возможность учиться где угодно, и, собственно говоря, естественно, очень большое количество молодёжи, принимая решение после сдачи единого госэкзамена, принимает решение об учёбе в других регионах.
Мы начиная с прошлого года решили проводить эксперимент, и эксперимент пока показывает хорошие результаты. Тем выпускникам, которые в совокупности по трём экзаменам получили больше 250 баллов, а это очень высокий результат, который, собственно говоря, позволяет поступить практически в любой московский вуз, но при этом приняли решение остаться учиться в Кировской области, в наших вузах, мы платим дополнительную стипендию. То есть эта стипендия может показаться не очень большой, но для Кировской области она достаточно ощутима – 2,5 тысячи рублей в месяц. А если в числе тех экзаменов, которые сдавал выпускник, есть ещё 100 баллов, то он получает 4330 рублей, это минимальный размер оплаты труда. Да, и кроме того, мы эти 2,5 тысячи платим ещё и тем, кто, может быть, не получил 250 баллов, но имеет золотую или серебряную медаль. Потому что вообще система медалистов как-то на сегодняшний день немножко затёрлась. Если раньше медалисты имели определённые преимущества (я сам, как выпускник школы с золотой медалью, сдавал один экзамен при поступлении в университет), то сейчас вроде и медали остались, но они уже никак не играют.
Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, я не был медалистом, сдавал все экзамены, но, конечно, отношение было другое, в том числе потому, что этих медалей было меньше.
Н.БЕЛЫХ: Конечно.
Д.МЕДВЕДЕВ: И оценка была высшей в этом смысле категорией для знаний соответствующего ученика. Как Вы предлагаете – стимулировать их так же?
Н.БЕЛЫХ: Да, мы их также приравняли к тем, кто набрал 250 баллов. В прошлом году у нас такие стипендии получали чуть меньше 100 человек – 96, если быть точным, кто принял решение остаться здесь. Сейчас данные по этому году ещё окончательно подводятся, но пока по предварительным данным – при том что количество выпускников несколько ниже, чем было в 2010 году, – количество выпускников, которые приняли решение остаться в Кировской области, почти в 1,5 раза больше. В общем, мы эту меру рассматриваем и оцениваем как весьма эффективную.
Д.МЕДВЕДЕВ: Позволяющую задерживать в регионе именно тех, кто…
Н.БЕЛЫХ: Да. Понятно, что её нельзя рассматривать как абсолютную, потому что есть и такие ученики, и их надо бы поддерживать и приветствовать, которые уже в школе определились с тем, чем они хотят заниматься.
Д.МЕДВЕДЕВ: И с местом учёбы тоже.
Н.БЕЛЫХ: И с местом учёбы. Допустим, по данному направлению в Кирове нет соответствующей базы – естественно, они будут уезжать. И наша задача сделать так, чтобы они вернулись в конечном итоге. А если просто, что называется, ученики, которые хорошо учились и которые планируют поступать на достаточно распространённые специальности, которые могут давать и наши вузы, а они, в общем, достаточно неплохо смотрятся в рейтинге российских вузов, то мы их, естественно, поощряем.
Но если уже переходить, собственно, к системе высшего образования, то мы достаточно плотно этим вопросом занимаемся. И с советом ректоров Кировской области общаемся достаточно подробно, и те проблемы, которые есть, они нам понятны. Мы мало что можем сделать, поскольку разные уровни финансирования: высшая школа финансируется из федерального бюджета, тем не менее совместные проекты мы реализуем.
Первая и, на мой взгляд, очень важная задача вообще в масштабах страны, не в масштабах даже отдельного региона, – это, конечно, обеспечение высших учебных заведений общежитиями. Потому что на сегодняшний день в числе тех конкурентных преимуществ вузов, которые есть, как это ни грустно, иногда высшую роль играют не те знания, которые там даются, не качество образования, а вообще наличие собственной материально-технической базы – и прежде всего общежития. И в этом плане понятно, что необходимы, видимо, совместные усилия. Я подчёркиваю, что высшая школа – федеральный бюджет, но мы здесь готовы тоже как-то соучаствовать, поскольку речь идёт о тех людях, которые учатся и живут на нашей территории. Это, наверное, какие-то программы, связанные со строительством новых общежитий, причём понятно, что новые общежития должны обеспечивать не только простейшее проживание, но и, собственно говоря, содержать какие-то элементы социальной инфраструктуры, которой в достаточной мере не хватает. Здесь речь идёт и о спортивных объектах, речь идёт и о культурных объектах, потому что то, что сегодня происходит в вузах в плане развития спорта и в плане развития культуры, очень часто происходит не благодаря инфраструктуре, а скорее вопреки. И здесь, мне кажется, учитывая, что современный человек – это человек не только обладающий хорошими знаниями, а всё-таки свободно мыслящий, креативный, активно общающийся в своём социуме, то мы такого рода направления должны поддерживать.
Д.МЕДВЕДЕВ: В отношении социальных условий студентов, у нас ситуация, мягко говоря, очень сложная, многие общежития просто десятилетиями не ремонтировались, в удручающем состоянии. И это тоже часть учебного процесса, именно так к этому мы должны относиться. Конечно, главное, что получит в конечном счёте студент после окончания университета, – качество профессорско-преподавательского коллектива, ти, стало быть, качества образования. Но, как известно, то, где мы живём, тоже определяет наше сознание. И в этом плане крайне важно, чтобы развитие крупных университетских центров или ведущих вузов в регионе происходило по мировому сценарию. Потому что если есть возможности, то лучше всё выносить в отдельный университетский кампус, и всё в этом городке и развивать. Тогда там будут и общежития современные, и какие-то возможности для отдыха, и для спорта, конечно. Но это не везде можно сделать, но это всё-таки возможные пути. И, кстати, мне кажется, это как раз создаёт дополнительные возможности для того, чтобы проводить разумное объединение университетов. А нам нужно этим заниматься, потому что количество высших учебных заведений у нас избыточное. Скажем прямо, далеко не все обеспечивают нужное качество образования, и чем лучше мы будем заниматься их укрупнением, консолидацией и на основе этого давать им новые образовательные характеристики, тем будет лучше для всех.
<...>
7 сентября 2011 года, 17:30Московская область, Горки