© РИА Новости
Губернатор Кировской области Никита Белых
Москву от Кирова отделяют лишь 900 километров и 14 часов на поезде. Однако по прибытии в этот 500-тысячный город, где стрелка термометра опускается в конце января до -30 градусов, создается впечатление, что вы оказались в другой вселенной. И прежде всего это касается запаха. Как только вы открываете массивные двери здания регионального правительства, в нос ударяет столь характерный для старой советской администрации "аромат". Тот самый запах капусты и прогорклого масла, который насквозь пропитывает как атмосферу здания, так и одежду служащих. Поднимается он из столовой: первая дверь направо после турникета. Помещение отличается тем же "стратегическим" размахом, что и огромная раздевалка на первом этаже, находящаяся под неусыпным контролем отряда сварливых бабушек. "В Москве такого уже не увидеть, даже столовая в школе моей дочери и то куда современнее", - не удержался переводчик, вытаращив глаза. Столы "Привет из 70-х", занавески в цветочек и невиданно низкие цены: гороховое пюре, курица в сухарях и овощной с
уп обойдутся вам в 60 рублей. "Пользуйтесь случаем, - сказали в очереди, - сегодня дают пирожные". В конечном итоге, мы все-таки решили обойтись без десерта …
В Кирове история движется вперед с огромным опозданием. Экономический рост десяти последних лет, который вызвал глубокие изменения в Москве и некоторых других городах России, большую часть страны практически не затронул. Почти двадцать лет спустя после распада СССР модернизация в глубинке еще толком и не начиналась. И это сразу же бросается в глаза.
Киров – это брат-близнец огромного числа городов российской провинции. Видели один, значит, видели все. Советская градостроительная модель стерла все различия. Здесь, как и повсюду в регионах, вдоль дорог выстроились невзрачные пятиэтажные дома – спешно построенные в 50-х годах прошлого века хрущевки. Вернувшийся после долгих лет отсутствия путешественник просто не сможет заблудиться: улицы сохранили старые названия и по-прежнему отдают дань памяти отцам-основателям коммунизма Марксу и Энгельсу. И никто еще даже не подумал о том, чтобы убрать с главной площади города статую Ленина. Унылые декорации оживляют лишь золотые купола отреставрированных церквей и колонизировавшие первые этажи серых зданий небольшие магазинчики.
Тем не менее, этот отсталый и далекий от центра регион привлекает к себе внимание со всей России. Все это благодаря самому молодому губернатору в стране – Никите Белых. Со дня своего назначения на должность в январе 2009 года 34-летний руководитель поставил перед собой по-настоящему безумную задачу: превратить свой регион (один из беднейших в стране) в лабораторию экономических реформ.
Никита Белых – белая ворона в закрытом мирке российской власти. Ощущается это с первых минут. У него крепкое рукопожатие и веселый взгляд. Он идет к цели напрямую и не терпит столь любимых российским чиновниками витиеватых рассуждений. Он предпочитает говорить просто и короткими фразами. Не удивительно, что он стал любимчиком местных СМИ, уставших общаться исключительно с постсоветскими динозаврами, тучные стада которых все еще пасутся во всех эшелонах администрации.
Не сомневайтесь, Никита Белых не похож на других губернаторов. Необычно также и его прошлое. Долгие годы он был непримиримым противником Владимира Путина и даже одно время возглавлял "Союз правых сил", небольшую либеральную партию, объединившую в себе интеллигенцию и первое поколение реформаторов, которых судьба поставила во главе страны после распада Советского союза в 1991 году. Затем в конце 90-х их вымел из Кремля Владимир Путин и уставшее от экономических потрясений посткоммунистической эпохи население.
Как и у его наставника Бориса Ельцина, первого демократически избранного президента в российской истории, у Никиты Белых широкие плечи, тяжелая походка и полная фигура. Такое могучее телосложение, бесспорно, помогло ему выстоять против потока критики, который обрушили на него его бывшие друзья, когда тот "предал" их и решил сотрудничать с режимом, а не прозябать в немой оппозиции, при том что все рычаги власти находились в руках Кремля.
Начавший обновление губернаторского состава президент Дмитрий Медведев незамедлительно ухватился за открывшуюся возможность: он отправил Никиту Белых в Киров, предоставив ему роль руководителя-реформатора. Бывший оппозиционер осознанно вступил на настоящее минное поле. После разрыва с друзьями ему пришлось столкнуться с местными заправилами, у которых, прямо скажем, не было особого желания делиться властью с назначенцем Москвы.
У Никиты Белых едва ли получается быть реформатором: приходится считаться с особенностями местной действительности. Чтобы понять, как ему приходится постоянно лавировать между старым и новым миром, достаточно было проследить за ходом одной официальной церемонии. Так, в январе в Кирове был открыт новый университетский спортивный комплекс. Впервые с… 1987 года! По такому случаю на мероприятие мобилизовали практически всех без исключения местных чиновников, которых запросто можно было спутать с делегацией колхоза. Вся церемония как бы переносила вас на тридцать лет назад. Музыка Дмитрия Шостаковича (в прошлом она звучала во время советских выпусков новостей) и патриотические песни. Оглушительные аплодисменты толпы. Ликующий ректор обращается к аудитории со слов "товарищи"…
Тем не менее, Никита Белых слишком умен, чтобы обращать внимание на подобные вещи. Он знает, что ему приходится грести против течения. Однако его убеждения остаются прежними. И он не устает о них говорить, ведь его нынешняя власть держится по большей части на словах. "Проблема российских либералов в том, что у них нет образца, модели, на которую бы они могли ссылаться, чтобы доказать свою способность эффективно управлять государством. Сложно объяснить людям то, что без либеральных реформ 90-х годов у нас была бы гражданская война. Эксперты напрасно пытаются воздать должное Егору Гайдару – в народе его ненавидят".
Сам Никита Белых с первых дней пошел наперекор сложившимся традициям и начал утверждать новую практику власти. Он поощряет критику, разрешает собрания и прикладывает все усилия, чтобы выделить частоту для радио "Эхо Москвы" – одного из немногих независимых голосов в хоре современных российских СМИ. Но от старых привычек избавиться непросто. Когда мы спросили у пятидесятилетнего служащего, что тот думает о новом губернаторе, он явно забеспокоился, огляделся вокруг, закрыл дверь кабинета и принялся шептать. "Нас могут услышать", - предупредил он.
Подобным атавистическим страхам (наследие всех тоталитарных режимов) Никите Белых практически нечего противопоставить. Разве что собственный пример. Его первые шаги может и были в значительной степени символическими, но они явно идут вразрез с поведением большинства российских руководителей, которые думают только о том, как урвать кусок побольше. Приехав в Киров, он выставил на аукцион служебный автомобиль своего предшественника и продал этот Lexus 570 за 95 000 евро. Сегодня по городу он ездит (без телохранителей) на своем внедорожнике Toyota. Он также не побоялся недовольства общественности и запретил продажу алкоголя с 23 вечера до 7 утра, чтобы хоть как то бороться с алкоголизмом, по уровню которого регион занимает одно из первых мест в стране. Кроме того, Белых объявил "комендантский час" для подростков младше 16 лет, которым отныне запрещено под угрозой штрафа выходить на улицу после 22 часов без сопровождения взрослых.
Со дня своего назначения Никита Белых ведет блог. Такая привычная в Западной Европе практика в России все еще считается новаторством: на подобный шаг рискнули пойти лишь трое из 83 губернаторов. В прошлом январе он официально отказался от своей месячной зарплаты в 120 000 рублей. Правда, теряет он не так уж и много – в 2008 году он задекларировал в налоговой инспекции 72,9 миллионов рублей. Такое состояние ему удалось сколотить благодаря докризисной продаже акций и жалованию, которое он получал на должности советника в крупном холдинге своего родного города Перми. С подробным отчетом о его доходах и имуществе можно ознакомиться на его сайте. Ничего не скажешь, для России случай просто небывалый.
Но хватит об этих хоть и отличающих его от всех прочих губернаторов, но все же вторичных фактах. "Самое трудное ожидает впереди", - не скрывает Белых. И действительно, борьба со стоящими перед регионом экономическими проблемами сравнима с подвигами Геракла. В новую должность Никита Белых вступил в самый разгар кризиса. Россия оказалась одним из наиболее пострадавших в 2009 году государств, а снижение ее экономической активности составило целых 7,9%. ВВП страны не падал так с 1993 года, когда Россия переживала последствия шоковой терапии, рассчитанной на возрождение экономики из праха коммунизма. Подобного размаха достигли и потрясения 2009 года.
В этой этой связи назначение Никиты Белых несет для него самого немалую опасность. За прошедший год кризис вдвое увеличил число безработных в регионе и обнажил слабости местной инфраструктуры: частые отключения воды и электричества, недостаточное городское освещение, разваливающиеся дороги. Поездка по Кирову напоминает родео: водителю приходится постоянно лавировать между выбоинами в асфальте. За чертой города дела обстоят еще хуже. Около трети дорог этого региона размером с Грецию даже не покрыты гудроном, что лишний раз подтверждает истинность знаменитого изречения Николая Гоголя: "В России две беды – дураки и дороги".
Внести новую струю в политические нравы – это одно дело, а поднять отягощенную советскими пережитками экономику – уже совершенно другое. Киров, как впрочем и вся страна, отличается вопиющей слабостью промышленных связей. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на предприятие "Веста", которое в 2005 году за 30 миллионов евро выкупил итальянский производитель бытовой техники Candy. Эта сделка и по сей день является единственным крупным объектом иностранных инвестиций в регионе, причем эти вложения, как ни странно, оказались успешными.
Завод был полностью переоборудован, но сохранил построенный еще во времена СССР ядерный бункер. 320 рабочих ежедневно собирают около тысячи стиральных машин, их продукция составляет 12% российского рынка, а оборот предприятия достигает 40 миллионов евро. Другими словами, это бизнес, который мог бы стать отличным стимулом для развития всей местной экономики. Но при всем этом, за неимением региональных поставщиков "98% используемых в производстве деталей идут из-за пределов Кирова", говорит французский директор "Весты" Лоран Дюбюш (Laurent Dubuche). С местного рынка компания получает лишь прокладки и упаковочный материал, то есть товары с невысокой добавленной стоимостью.
Еще одним тормозом для развития, безусловно, является вездесущая коррупция: эта проблема стоит здесь столь же остро как в остальной части страны. Когда мы спросили об этом Никиту Белых, тот воздел очи горе. Для него борьба с коррупцией это не прекращается ни на день. Недавно он начал невиданную в России операцию "чистые руки", чтобы установить для всех новые правила игры. Среди принятых им мер фигурируют обязательная публикация тендеров в интернете и обещание раскрыть доходы мэров городов.
Сегодня Никита Белых пытается создать свою собственную "дорожную карту". Поставленные им задачи амбициозны, но для их осуществления нужна вся полнота власти. Которой у него нет. Из-за сопротивления местного парламента он смог выбрать лишь часть своей команды, и навязанные сотрудники пользуются любым поводом, чтобы вставить ему палки в колеса. Что же до населения Кирова, оно слабо интересуется дворцовыми интригами и с нетерпением ждет исполнения запавшего в душу обещания нового губернатора: открытия в этом году первого в городе "Макдональдса"…