Я не хочу постоянно стоять с протянутой рукой
В 2010 году Кировская область показала результаты более высокие, чем в целом по стране. Будущее региона видится в развитии частного предпринимательства и гражданского общества
Назначение Никиты Белых на пост губернатора Кировской области стало одной из главных внутрироссийских политических сенсаций кризисного 2008 года. Одни усмотрели в этом шанс для молодого политика проверить на практике свои либеральные идеи, другие поговаривали, что Никиту Белых просто решили утопить вместе с его идеями в далеком от Москвы депрессивном регионе. Однако бывший глава Союза правых сил не утонул.
— Каким был прошлый год для Кировской области?
— В целом год прошел неплохо. По динамике большинства показателей у нас ситуация лучше, чем в среднем по стране. Я говорю об индексе промышленного производства, вводе жилья, росте поступлений в бюджет. Хотя к испытаниям в виде последствий мирового финансового кризиса добавились аномальные природные условия: летняя жара и, соответственно, вызванные ею лесные пожары и проблемы в сельском хозяйстве.
С лесными пожарами мы справились очень достойно. У нас в регионе их было достаточно много — 625. Это один из самых высоких показателей в Приволжском федеральном округе. Но при большом количестве возгораний у нас один из самых низких показателей по площади, охваченной огнем. По засухе ущерб составил 800 миллионов рублей. Но были приняты меры по смягчению последствий для сельскохозяйственных предприятий. Из федерального бюджета в область поступило более 350 миллионов рублей. Все средства перечислены на счета сельхозорганизаций. Были и вложения областных денег. Причем, отмечу, для области большая часть средств поступила в виде кредита, то есть мы эти средства должны будем вернуть, а предприятиям мы просто перечислили деньги.
А жителям региона год, я думаю, запомнится вводом в строй нескольких важных объектов: Ледового дворца в Кирово-Чепецке (его строительство началось в 1992 году); нового корпуса перинатального центра, который будет принимать до 40 процентов всех родов в области; дороги Вазюк—Опарино, соединившей с Кировом один из областных районов. До этого прямого автомобильного сообщения со столицей региона здесь не было.
Когда я стал губернатором Кировской области, то одной из первоочередных задач, которую я поставил перед собой и своей командой, стала актуализация Стратегии развития региона до 2020 года. Прежняя стратегия, написанная до кризиса, была, скажем так, чересчур оптимистичной. Мы сразу для себя определили первый краткосрочный этап — 2009–2011 годы, — который назвали антикризисным. Главная задача этого этапа — сохранение основных бюджетообразующих отраслей. В пик кризиса важнее всего было не допустить сбоев в работе тех отраслей, в которых занято максимальное количество работающих, отраслей, обеспечивающих основные поступления в бюджет. Параллельно закладывается база для будущего развития — улучшается инфраструктура, готовятся проекты, ведется работа с инвесторами. А с 2012 года планируется полномасштабная реализация отложенных инвестиционных проектов. За счет этого должна измениться структура экономики, увеличиться доля инновационных производств, вырасти производительность труда.
Еще отмечу, что Кировская область, наверное, единственный регион, в стратегии которого заложена необходимость развития гражданского общества, повышения гражданской активности.
— Доля федерального центра в бюджете Кировской области достаточно высока — около 50 процентов. Готов ли центр принимать участие еще и в вашем инновационном развитии?
— Я думаю, что федеральный центр заинтересован в развитии всех регионов. Но я не считаю правильным постоянно стоять с протянутой рукой и выпрашивать денег. Если занимать такую позицию и считать, что главная задача губернатора — выбить как можно больше денег, то это те же самые патерналистские настроения. Просто на другом уровне и в другом формате, но суть остается та же: надеяться не на себя, а на кого-то выше, кто все сделает.
Естественно, есть проекты, в которых без поддержки федерации не обойтись. Причем речь идет не только о денежном факторе. Например, для Кирова крайне актуальна реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту, чтобы можно было принимать самолеты более высокого класса. Но все взлетно-посадочные полосы в стране — это федеральные объекты, поскольку используются еще и по военному назначению. Поэтому это проект, которым занимается Министерство транспорта России, а мы доказываем его необходимость и значимость. Могу сказать, что по такого рода объектам и ситуациям мы взаимопонимание практически всегда находим.
— За счет чего будет повышаться инвестиционная привлекательность Кировской области?
— В 2010 году мы сформировали, по сути, полностью новое правовое поле, направленное на привлечение инвестиций и работу с инвесторами. Приняты законы о регулировании инвестиционной деятельности, о государственно-частном партнерстве, о залоговом фонде, принята программа повышения инвестиционной привлекательности Кировской области, сформирована нормативно-правовая база по парковым зонам. Один промышленный парк уже создается — на площадях завода «Молот».
Мы ввели практику заключения трехсторонних соглашений с инвесторами в формате «область — муниципальное образование — инвестор». Не секрет, что реализации крупных инвестпроектов часто мешают инфраструктурные ограничения, например плохое состояние дорог. В то же время взять и привести все дороги в нормативное состояние регионы физически не могут. Бизнес четко формулирует, что ему нужно от власти для развития и что получит регион в результате: налоги, рабочие места и так далее. Власть, оценив бюджетные затраты и планируемые результаты, говорит, что готова. Обязательства власти и бизнеса фиксируются на бумаге — и вперед.
Так, мы заключили соглашение с компанией IKEA о развитии принадлежащего ей деревообрабатывающего предприятия «Домостроитель». С области и с Вятскополянского района, где расположен «Домостроитель», — дороги, типовые и определенные законодательством меры господдержки, например патронажный сертификат губернатора, помощь в подготовке кадров, общее содействие. С IKEA — инвестиции в «Домостроитель» в размере 150 миллионов евро. Такие же соглашения у нас заключены еще с двумя инвесторами.
Кроме того, во второй половине 2010 года начало работу Агентство территориального развития Кировской области. Его цель — индивидуальная работа с инвесторами в режиме «одного окна». Силами агентства создан и «инвестиционный портфель» Кировской области.
Зачем это нужно? Для реализации нового проекта необходимы две вещи: деньги и идея. Точнее, не просто идея — придумать-то можно что угодно, — а просчитанный и обоснованный проект. Впрямую деньгами правительство области помочь инвесторам не может. Это не наша задача и не наши полномочия. Но предложить идеи — в виде максимально проработанного и систематизированного перечня возможных проектов в Кировской области — мы готовы. Всего в базе агентства 540 проектов, из них 95 с точки зрения проработанности готовы к реализации.
— Патронажные сертификаты наиболее важным инвестиционным проектам, о которых вы упомянули, — это способ укрепления благоприятного имиджа губернатора или «крепкое слово» Никиты Белых, гарантирующее, что эти проекты будут непременно выполнены?
— Ни то ни другое. К имиджу губернатора они вообще не имеют никакого отношения, а власть не может давать стопроцентную гарантию проектам, которые реализует бизнес. Другое дело, что проекты и компании, которым мы вручаем патронажные сертификаты, — это надежные партнеры, планы развития которых мы видели и понимаем. А сам по себе патронажный сертификат — это просто одна из форм поддержки инвестиций. Он гарантирует ускоренные процедуры согласования, некоторые льготы и так далее.
— Достаточно ли финансовых и людских ресурсов в регионе для реализации стратегических планов?
— Кировская область — далеко не самый богатый российский регион. Половина нашего бюджета — это федеральные дотации. Но, как говорится, с деньгами-то каждый сможет. Наша задача сложнее и интереснее: найти свой путь к успеху в условиях крайней ограниченности ресурсов. У нас нет нефти, газа, золота, «голландская болезнь» нам не грозит. Значит, мы вынуждены искать что-то свое, какое-то несырьевое конкурентное преимущество. И таким преимуществом как раз могут стать люди. Можно оперировать разными терминами — «человеческий капитал», «кадровый ресурс» — понятно, о чем идет речь.
— И за счет этого вы надеетесь на равных соревноваться с соседними регионами, которые изначально обладают значительно большим потенциалом промышленного развития?
— На общероссийском уровне давно говорится, что надо уходить от сырьевой экономики, нельзя строить благополучие только на экспорте ресурсов, что это путь в никуда. А мы в Кировской области уже в такой ситуации, когда на природные ресурсы рассчитывать не приходится. Выиграть конкуренцию с другими регионами мы можем только за счет построения «умной» экономики, экономики знаний, ключевую роль в которой играют люди, генерирующие эти знания, создающие технологии, продвигающие свои инициативы. Вот на потенциал общества мы и рассчитываем. У нас в Кировской области одно из лучших средних образований в стране — по итогам олимпиад и результатам ЕГЭ мы входим в первую десятку регионов. Значит, надо создавать условия, чтобы наши умные люди могли реализовать свой потенциал.
Прежде всего люди должны перестать надеяться во всем на государство. Надо бороться с патерналистскими настроениями. Если человек сидит и ждет, когда придет губернатор и сделает ему хорошо, приберется в подъезде или найдет высокооплачиваемую работу, то на прорыв и инновации рассчитывать бессмысленно. Я часто говорю: самое главное, что я могу сделать как губернатор, — это дать людям возможность самим что-то сделать для себя. Именно поэтому мы закладываем в нашу стратегию вектор на развитие гражданского общества и делаем конкретные шаги в этом направлении. Мы поддерживаем инициативы во всех форматах, укрепляем местное самоуправление, проводим общественное обсуждение важных для региона программ и так далее.
Статьи на тему: «Регионы России»