Уголовным делом, возбужденным против оппозиционного блогера Алексея Навального по факту причинения ущерба ГУП «Кировлес», будут заниматься не провинциальные правоохранители, уже однажды приостановившие расследование, а Главное следственное управление Следственного комитета. Перед передачей дела глава следственного ведомства Александр Бастрыкин дал понять, что его подчиненным стоит обратить внимание и на другие факты из переписки блогера с кировским губернатором Никитой Белых.
Уголовное дело против Навального возбудили в мае прошлого года. Следствие считало, что он в 2009 году, будучи советником губернатора Кировской области Никиты Белых, склонил главу «Кировлеса» Вячеслава Опалева к заключению заведомо невыгодных контрактов, из-за чего предприятие понесло крупный ущерб. Доследственная проверка региональных следователей не выявила в действиях Навального состава преступлений. 28 мая этого года блогер сообщил о закрытии дела, но на следующий день расследование возобновили следователи СКР по Приволожскому федеральному округу.
Следователей из Кировской области, не сумевших доказать причастность оппозиционера к хищениям, вчера отчитал глава СКР. «У вас есть человек по фамилии Навальный. У вас было уголовное дело против этого человека. И вы втихаря его прекратили», — говорил Бастрыкин на коллегии ведомства в Санкт-Петербурге. Теперь кировским следователям придется лично объяснять причины прекращения дела. «Слаб, боишься, давят — доложи» — напутствовал подчиненных Бастрыкин.
Из выступления главы СКР следует, что поводом для передачи дела «Кировлеса» в ГСУ СКР стала публикация переписки Навального и Белых за ноябрь-декабрь прошлого года. В ней оппозиционер и губернатор в неформальной манере обсуждают финансовые проблемы и упоминают некий спиртзавод. «Вся страна говорит, переговоры опубликованы, и ничего, кроме мычания, мы не слышим», — возмущался председатель СКР. Ранее переписку сочли подозрительной депутаты-единороссы, которые попросили правоохранительные органы внимательно изучить письма блогера.
Адвокат Навального Вадим Кобзев говорит, что не понимает, как эти письма связаны с делом «Кировлеса». «Там речь идет совершенно о другом. Даже если по фактам этой переписки будут проводить проверку, то проводить ее должны в рамках другого расследования», — сказал он «МН». Кобзев предполагает, что передача дела «Кировлеса» в ГСУ связана с личной обидой Бастрыкина, так как на днях Навальный потребовал СКР возбудить уголовное дело на руководителя ведомства. В его заявлении упоминаются, в частности, угрозы главы ведомства шеф-редактору «Новой газеты» Соколову, — сообщила «МН» пресс-секретарь фонда Навального Анна Ведута.
Политолог Алексей Макаркин считает, что в данном случае не стоит говорить о личной обиде Бастрыкина. «К переписке, на которую ссылается глава СКР, приковано внимание и депутатов, и сенатора Руслана Гаттарова, так что передача дела «Кировлеса» в Москву связана именно с публикацией писем, а не с какой-то обидой», — сказал он «МН». Бояться уголовного преследования оппозиционеру стоит только в том случае, если состав преступления в деле «Кировлеса» действительно есть, говорит проректор РЭА имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков. Даже если у кого-то и была бы личная заинтересованность в определенном исходе расследования, осудить Навального без вины не получится: слишком велико к нему общественное внимание», — объяснил он «МН».