Сегодня, 18 сентября, на совещании с представителями органов местного самоуправления губернатор Кировской области Никита Белых выступил с рядом важных заявлений, которые показывают, что государственные финансы области в 2013 году могут оказаться в глубоком кризисе. В этой ситуации правительство области вынуждено искать источники финансирования. Похоже, в качестве «козлов отпущения» решено назначить мелких предпринимателей, использующих упрощённую систему налогообложения, и поселения, которые являются получателями налога на имущество физических лиц.
Муниципалитетам фактически дано указание ликвидировать понижающие коэффициенты по «упрощёке». Глава департамента финансов Елена Ковалёва, выступавшая на совещании с докладом, прямо порекомендовала провести анализ размеров утвержденных корректирующих коэффициентов с учетом сложившейся налоговой нагрузки и пересмотреть их.
Чтобы аргументировать необходимость закручивания гаек в отношении малого бизнеса, правительство вспомнило о социальной справедливости и зарплатах наёмных работников. В частности, были посчитаны зарплаты, с которых бы платились аналогичные налоги. Выяснилось, что налоговая нагрузка по единому налогу на вменённый доход в среднем по области сопоставима с зарплатами в восемь тысяч в месяц, а по некоторым районам и вовсе в три тысячи рублей.
Губернатор Никита Белых поддержал этот пассаж своего казначея, предложив искать новые механизмы сбора налогов с предпринимателей. Похоже, областные власти оказались в крайне сложной ситуации, когда главный вятский либерал уже не вспоминает о поддержке предпринимательского духа и частной инициативы, а как настоящий социалист говорит о справедливом распределении налогового бремени.
Более того, Никита Юрьевич даже отступил от традиционного жёсткого разделения государства и муниципалитетов. Дословно им было сказано следующее:
— Средства, которые поступят от налоговых отчислений (по налогу на имущество физических лиц — прим. ред.) останутся на балансе поселений, поскольку не учтены бюджетом 2012 года. Это не значит, что деньги можно расходовать как попало. Поступление средств, это не ваша заслуга, а заслуга правительства области, оно получало шишки от кировчан, и средства эти регионального бюджета, а не местных.
Эта фраза показывает, что губернатору Кировской области приходится изменять не только своим либеральным принципам, но и букве закона, согласно которому налог на имущество физических лиц является муниципальным и должен поступать в казну поселений и городских округов. Конечно, тут не мудрено разозлиться. Ведь в департаменте финансов серьёзно просчитались как раз в пользу муниципалитетов.
Судите сами, в консолидированном бюджете кировской области была заложена цифра 184 млн. рублей, а налоговики начислили 317 млн. рублей. Один только Киров должен получить от налога на имущество горожан больше чем на 57 миллионов рублей больше, чем рассчитывали первоначально. А поскольку большинство муниципалитетов получают субсидии от областного правительства, но очевидно, что им дали понять, что то, что было «переплачено» в 2012, будет секвестрировано на будущий год.
Однако, корни ситуации надо искать не на Вятке, а в столице. Буквально сегодня президент Владимир Путин признал, что на будущий год государство будет не в состоянии выполнить его предвыборные обещания. Расходы на национальную экономику, образование, здравоохранение и культуру будут снижаться. А именно эти статьи составляют основу дефицитного областного бюджета.
На прошлой неделе во время визита в Кировскую область представителя президента в ПФО Михаила Бабича журналисты обратили внимание на то, что губернатор Никита Белых и главный федеральный инспектор Фердауис Юсупов были явно не в духе. Можно предположить, что это объясняется как раз тем, что от высших чиновников области потребовали секвестрировать бюджет.
Глубину проблем бюджетного дефицита 2013 года подтвердил и вице-спикер законодательного собрания Кировской области Михаил Курашин. В самом конце прошлой недели он сообщил корреспонденту Kirovnet.ru, что не менее 90-95% расходов по госпрограммам область вынуждена будет тратить на заработную плату.